3c3f14f5ae0d66f4f8a09200472725b1.jpg

Позади пятая часть чемпионата России по футболу в элитном дивизионе сезона-2017/18. Пока реальный интерес к нему проявляют около 8,5 млн граждан страны. Практически все из них периодически или выборочно наблюдали трансляции игр или их обзоры, а около 3% — посещали стадионы.

На трибунах

Средняя посещаемость Премьер-Лиги нового сезона после шести туров составила 13,7 тыс. человек, что на 20% превышает итоговое значение для прошлого первенства. При этом самой посещаемой игрой стала «Зенит» — «Спартак», которую на трибунах стадиона наблюдали почти 53,4 тыс. зрителей. Это значение замыкает топ-10 самых посещаемых игр национального первенства в новейшей российской истории.

По текущей средней посещаемости домашних игр клубы Премьер-Лиги ранжируются следующим образом.

Средняя домашняя посещаемость клубов РФПЛ-2017/18 после 6 туров

Клуб Средняя посещаемость (человек) Динамика к прошлому сезону
1. «Зенит» 45 700 +146%
2. «Спартак» 30 200 -8%
3. «Ахмат» 21 400 +41%
4. «Краснодар» 17 800 +3%
5. ЦСКА 14 500 +1%
6. «Арсенал» 11 300 +4%
7. «СКА-Хабаровск» 11 200 +202%*
8. «Рубин» 11 100 +14
9. «Ростов» 10 300 0%
10. «Динамо» 9800 +139%*
11. «Уфа» 7800 +15%
12. «Тосно» 7700 +305%*
13. «Локомотив» 7500 -29%
14. «Урал» 7400 +38%
15. «Анжи» 6700 -1%
16. «Амкар» 4900 -32%

* В прошлом сезоне выступали в ФНЛ.

Вряд ли у кого-то возникнут сомнения, что в этом сезоне «Зенит» установит рекорд чемпионатов России по домашней посещаемости. Сейчас он принадлежит московскому «Спартаку» (сезон-2016/17) и «Спартаку-Алании» (сезон-1995) и равен 32,8 тыс. зрителей У петербуржцев после 3, или 20%, игр — 45,7 тыс.

У ТВ-экранов

В среднем трансляции центральных игр тура текущего первенства, вне зависимости от мест и каналов просмотра, собирали у телеэкранов по 3 млн россиян. Это немного превышает стартовые показатели двух предыдущих сезонов, но более чем в два раза уступает таким же показателям второй половины нулевых.

Из 48 уже сыгранных этим летом игр самыми популярными стали следующие матчи.

Рейтинг-лист самых популярных трансляций РФПЛ-2017/18 топ-3 после 6 туров

Матч Количество телезрителей (млн.человек*)
1. «Зенит» — «Спартак» 4,3 млн
2. ЦСКА — «Спартак» 3,6 млн
3. ЦСКА — «Локомотив» 2,8 млн

* Оценочные данные. Жители РФ старше 10 лет. Квалифицированный охват, вне зависимости от мест и каналов просмотра.

В целом же при трансляциях на «Матч ТВ» больше всего зрителей (с учётом аудитории других каналов) собирали матчи «Спартака» — в среднем 3 млн человек. А ЦСКА и «Зенит» пока отстают — у них по 2,3 млн, но им ещё предстоит встреча друг с другом.

Что касается популярности трансляций игр Премьер-Лиги по географии страны, то здесь безоговорочно лидирует регион Северной столицы (Санкт-Петербург и Ленинградская область).

Для сравнения, матч «Зенит» — «Спартак» в Санкт-Петербурге и его окрестностях посмотрели около 15% местных жителей старше 10 лет. А, например, аналогичное значение для дерби ЦСКА — «Спартак» в Московском регионе (Москва и область) составило чуть более 7%.

В первых турах первенства по относительному показателю размера телевизионной аудитории регион Северной столицы в 1,5-3 раза превосходит все другие регионы, где есть клубы Премьер-Лиги, и в среднем в 7,5 раз — все остальные.

Наверное, именно так и можно охарактеризовать текущий интерес к РФПЛ среди россиян — Санкт-Петербург и его окрестности и все остальные регионы страны.

Популярность трансляций РФПЛ-2017/18 в регионах РФ после 6 туров

Регион Максимальное количество телезрителей
(в % от населения 10+)*
1. Санкт-Петербург и Ленинградская область 15%
2. Другие регионы, где есть клубы РФПЛ (в диапазоне) 5-9%
3. Все регионы, где нет клубов РФПЛ (в среднем) 2%

* Оценочные данные… Квалифицированный охват в % относительно всех жителей соответствующих регионов старше 10 лет, вне зависимости от мест и каналов просмотра.

ЧР-2017/18 vs ЧР-2007

А насколько востребован отечественной публикой нынешний чемпионат относительно предыдущих? По сравнению со стартом турнира десятилетней давности текущие показатели выглядят следующим образом.

Популярность РФПЛ сезонов 2017/18 и 2007 в сравнении после 6 туров

Показатель ЧР-2017/18 ЧР-2007
Общая аудитория
(количество зрителей 10+, кто следит за ходом
чемпионата и периодически, любым из доступных
способов смотрит его матчи или обзоры)
8,5 млн
(7% жителей РФ 10+)
14,5 млн
(11% жителей РФ 10+)
Количество прямых трансляций на
федеральных телеканалах
21 20
Средняя ТВ-аудитория центральных игр тура 3,0 млн. чел. 7,3 млн. чел.
Матч с максимальной ТВ-аудиторией 4,3 млн. чел.
«Зенит» — «Спартак»
8,1 млн. чел.
«Зенит» — «Спартак»
Средняя посещаемость стадионов 13 700 чел. 13 600 чел.
Максимальная посещаемость стадионов 53,4 тыс. чел.
«Зенит» — «Спартак»
26,6 тыс. чел.
«Кубань» — «Локомотив»

Из чего следует, что за 10 лет суммарное число болельщиков на трибунах практически не изменилось, а вот общая аудитория, львиную долю которой составляют ТВ-болельщики, как и число телезрителей отдельных игр, существенно сократилась.