В осеннем интервью, когда «Андерлехт» был разгромлен в Париже, Софьян Ханни назвал схему бельгийцев: 4-6-0. На самом деле подобрать хоть какое-то числовое отображение расстановке «Андерлехта» невозможно. Главный тренер команды Хейн Ванхазебрук, известный подбором игроков через Google, сделал тактического монстра. При обороне «Андерлехт» садится в четвёрку, атакует в лучших традициях Марсело Бьельсы – 3-3-3-1, а левого латераля у Ванхазебрука играет номинальный нападающий Генри Оньекуру. А в завершении атаки могут возникать и полноценные форварды, и оба опорника, и даже переучиваемый в центрального защитника Дендонкер.

В системе «Андерлехта» Ханни – самый свободный от установок игрок. Он ищет мяч по всему полю, примагничивает его в глубине, а в финальной стадии атак насыщает штрафную – и так делает себе статус лучшего бомбардира. У «Спартака» такой игрок тоже есть: логично думать, что один в итоге заменит другого.

1c8adfa601cd07f66d093d3b1bec16fc.jpg

Роль Ханни похожа на роль нынешнего Промеса

Одна из причин, почему Квинси Промес увеличил своё влияние на «Спартак» при Массимо Каррере – «Спартак» стал больше играть через голландца, а сам Промес получил более свободную роль. Если помните, Каррера начинал в «Спартаке» со схемы 3-5-2, где ставил Квинси одним из форвардов. Промес отмахивался от тренерской идеи, отмечая, что в такой роли ему неудобно. В текущем сезоне Каррера возвращался к 3-5-2, и Квинси тогда тоже играл – но уже в значительно более свободной роли.

Это отсылка к тому, что задачи Промеса в различных схемах не меняются.

ca7f6b9d32a774fce9607c70561851f8.jpg

При любой тактике штрафную соперника значительно чаще насыщают игроки «второй волны» – помогающий перед воротами Глушаков, Попов, Мельгарехо. Промес же чаще получает мяч перед штрафной, в «зоне 14» – так он становится сильнее вовлечён в командную игру. По общей вовлечённости в продвижение мяча вперёд – как своими передачами, так и на приёме передач партнёров – Промес лучший в «Спартаке». В Премьер-Лиге он всего 17-й, но это объяснимо: ни одна команда не владеет мячом в среднем так мало чистого времени, как «Спартак» (29:15).

Ханни – игрок схожего типажа. Даже выходя на позиции нападающего, как в Льеже, Софьян делает много касаний – 60 против «Стандарда» – и активно подыгрывает в «зоне 14». Ещё шире его функционал действий, когда он выходит на своей основной позиции в «Андерлехте»: инсайда, не привязанного к конкретной зоне. Так выглядит карта действий Ханни в матче с «Генком», за неделю до хет-трика в Льеже. Да, Ханни тогда играл инсайдом. Что-то удивляет?

8eee7a3f93f1b6c11b0d075764c3c820.jpg

Показатели вовлечённости Ханни в командную игру «Андерлехта» сопоставимы с данными Промеса. Софьян делает в среднем 41 передачу за матч – у Промеса 36,6 – и очень активно обостряет из глубины (4,9 ключевых передач). Разница лишь в понимании футбола и своей роли. Квинси значительно больше нацелен на индивидуальные качества, на свой удар – поэтому бьёт почти в два раза чаще (3,8 ударов за матч против 2,1). Ханни использует ударные качества иначе. Это не значит хуже.

Ханни – крутой бомбардир

На медосмотр для «Спартака» Софьян Ханни полетел после хет-трика в Льеже. Все три мяча – типичные для «Андерлехта» при Ванхазебруке: два после длинных передач под рывок Ханни, умеющего порвать защитную линию, ещё один (первый) после флангового прострела на дальнюю штангу. Не будучи привязанным к конкретной зоне, Ханни возникает в таких ситуациях регулярно.

933c8d89e6c69dda72a9de4fd0593dcf.jpg

Сейчас у Ханни 10 забитых мячей во всех турнирах при 6 ассистах. Для алжирца, выигрывавшего бомбардирскую гонку в качестве «десятки» скромного «Мехелена», это стандартная ситуация. В текущем сезоне, пусть и на очень малой дистанции (в открытом доступе данные только до октября), удары Ханни были опаснее и «увесистее» по xG-моделям, чем удары после передач Софьяна – 0,27 xG и 0,16 хА за 90 минут. Преобразуя числа, по методикам ожидаемых результативных действий Софьян Ханни делает одно результативное действие (гол или ассист) за два матча.

Такие числа Ханни вывозит по двум причинам:

1. «Андерлехт» и при Рене Вайлере, и сейчас при Ванхазебруке ставит на создание максимально опасных ситуаций, из которых просто забить. Так, из первых 8 мячей в текущем сезоне «Андерлехт» забил 7 из dangerzone, причём все 7 – с расстояния менее 11 метров.

2. Ханни сам здорово занимает ударные точки.

ae51fa1a5c87c5a15ecdccc3c95673dd.jpg

Вот точки, с которых Ханни забивал в текущем сезоне. Все 10 мячей из dangerzone, лишь один из них – в неочевидной ситуации, когда удар был нанесён почти с линии штрафной. Софьян классно выбирает позицию, отклеивается от защитников и замыкает прострелы, кроме того, такие моменты Ханни реализует регулярно. Даже нападающий «Андерлехта» Лукаш Теодорчик похвастать этим не может.

По факту Ханни, как и Промес, острее в завершении атаки, чем в подыгрыше. Для «Спартака» это мощное подспорье – правда, есть два фактора, способные сбить результативность Ханни. Первый – специфика чемпионата России. Я специально отсмотрел все голы Ханни после фланговых прострелов, и лишь однажды Софьян засветился в позиционной атаке. Он хорош в поиске пространства, когда пространства много – но адаптация в оборонительном чемпионате, с пятёрками защитников, может занять слишком много. Вторая проблема, возможно, переоценена – в отличие от Промеса, Ханни меньше настроен на решение судьбы матчей своими силами. Издали Ханни бьёт нечасто, редко тащит мяч в одиночку – Промес более ярок как индивидуалист, что делает замену не совсем равноценной.

Почему Ханни не нужен «Спартаку» как «десятка»

Пока «Спартак» заворачивает себе Ханни, бельгийские эксперты склоняют потенциального новичка «Андерлехта», японца Рёту Мориоку. Кстати, забавно – зимой он предлагался в один клуб РФПЛ, где Мориоку посчитали «не тянущим уровень лиги». Так вот, Филипп Альбер, бывший игрок «Андерлехта» с большим весом слова в бельгийской футбольной тусовке, попадает в точку с главным отличием между игроками: «Мориока – старомодная десятка, которая не защищается, в то время как Ханни может и атаковать на любой позиции, и заниматься черновой работой. Я не вижу Мориоку как замену Ханни – только в случае полной смены тактики».
Вот первый пункт, почему в Ханни не стоит видеть замену Ивелину Попову. Второй – тактическая модель «Спартака». Судя по первой части сезона, «Спартаку» гораздо удобнее обороняться в расстановке 4-3-3, чем в 4-2-3-1. Сразу в нескольких матчах – например, дома с «Краснодаром» и ЦСКА – Массимо Каррера по ходу матча приносил «десятку» в жертву, уплотняя центральную зону Самедовым или Зобниным.

Центральная зона из Фернандо и Глушакова валилась неоднократно, даже при попытках Карреры сажать опорников чуть ниже. Их провалы при переходе из атаки в оборону неизбежны без третьего игрока, укрепляющего зону. Даже старательностью, цепкостью и активностью в отборе – 2,2 попытки в среднем за матч – Ханни не исправит ситуацию с центральной зоной, хлюпающей в каждом серьёзном матче. При этом роль Ханни без мяча – активно включаться в отбор на флангах, подскакивать вторым в прессинг, садиться лишним в защитную конструкцию – похожа на ту, которую Промес выполняет в «Спартаке» (со сноской на разность тактических схем).

8c99f1dea559c9b2af3c2c9b3d7d1e9a.jpg

Тактический выход есть – использовать 4-3-3, а Промеса и Ханни расставить по разным краям. Но тогда весь «Спартак» получит мощную головную боль. И голландцу, и алжирцу комфортно, когда вся игра построена на них – и в плетении комбинаций в глубине, и в завершении атаки. Держать двух атакующих футболистов с жилкой лидера – слишком большая роскошь.

Так что покупая Софьяна Ханни, «Спартак» готовит нас к продаже Промеса – не сейчас, так летом. Не переживайте: новичок красно-белых действительно вряд ли хуже.

В материале использованы данные InStat.