Голкипер «Спартака» дал интервью пресс-службе красно-белых.
ВАЗА
— В быту у вас вратарские привычки как-то проявляются?
— Заметил интересную особенность. Если что-то роняю, например, из предметов на кухне, то «на автомате» подставляю ногу, чтобы вещь не разбилась. Смягчаю «посадку». Кстати, также поступает и Андрей Дикань. Это, наверное, вратарская привычка.
— Значит, дома все вазы целы.
— Вот их стараюсь не трогать. Последнюю вазу мы со страшим сыном разбили, играя в футбол. После этого моя жена Катя сказала: «Чтобы дома мячей больше не видела».
— Ваша супруга — дизайнер. Ее опасения понятны.
— Это точно. Мы дома сделали ремонт. Катя повесила люстры на свой вкус в ванной и коридоре. Я раньше постоянно задевал их головой и слышал от жены: «Ты сейчас люстру разобьешь!..» Возмущался: «Подожди-подожди, то есть ты переживаешь не за мою голову, а за люстры…» (Смеется.) Ну, теперь уже знаю, где они расположены, и обхожу.
— А еще говорят, что вратари хорошо водят машину. У голкиперов развито боковое зрение.
— Не хочу хвалиться, но за рулем чувствую себя уверенно: вожу хорошо, дороги знаю. А вот если просто хожу пешком, то ориентируюсь хуже. К примеру, гуляем мы с женой по городу, идем куда глаза глядят. Когда приходит время возвращаться, обращаюсь к супруге: «Катя, а как назад-то идти?.. Я не знаю». Тогда жена берет на себя функции гида и выводит нас на нужную тропу. (Улыбается.) А еще случаются забавные истории. Иногда беру билеты в театр. Катя спрашивает: «Куда едем?» Отвечаю: «Театр Сатиры». А потом смотрю на билеты: «Ой, спектакль в МХТ Чехова…» Разворачиваемся и спешим в Камергерский переулок.
— Зато не скучно.
— Да, в Москве ведь вообще постоянная беготня. То одного сына нужно забрать из садика, то другого на тренировку отвезти. Знаете, у старшего много сумок: одна — с которой ходим на ОФП, с другой — на растяжку. Третья — хоккейная, четвертая — для садика. В суете иногда в детский сад приезжает хоккейный баул, а на каток — сумка с чешками и носками. Когда потом жена интересуется, как же так вышло, вратарское спокойствие помогает: «Дорогая, извини. Так получилось».
РАЗБИТОЕ УХО
— Какие вратарские навыки помогают вам по жизни?
— Главный из них — спокойствие. К примеру, на сборах привыкаешь к одному ритму жизни: тренировки, еда и сон. Ты предоставлен сам себе. Приезжаешь домой — и два дня голова идет кругом. Дети, видно, в меня: кто-то что-то роняет, сбивает, кто-то шумит. Начинаешь чувствовать, что «закипаешь». Но тут спасает хладнокровие голкипера. Кстати, мы с Сергеем Песьяковым часто говорим про детей. И у него двое, и у меня. Вот обсуждаем: сегодня малыши плохо спали, у ребенка зубы режутся... И так далее. Делимся, советуемся друг с другом.
— А с Александром Селиховым, к слову, о чем говорите?
— У нас много тем для разговоров: футбол, жизнь…
— Таким спокойным вы были с детства?
— Да. Спокойствие мне, наверное, передалось от мамы. Папа очень эмоциональный. Помнится, с отцом у нас часто были разговоры. Однажды я пришел домой с подбитым ухом: подрался с мальчишкой. Папа воспитывал. Добавил мне в другое ухо и сказал: «В следующий раз увижу у тебя синяк и узнаю, что вопросы решаешь не через диалог, а через кулаки, — получишь еще». С тех пор, по-моему, больше не дрался. И своих детей учу, чтобы обходились без поединков.
— Помнится, Платон раньше сильно переживал, когда смотрел ваши матчи…
— Сейчас он стал легче относиться. Всегда говорю ему: «Платош, когда выступаешь или когда я играю, надо на все спокойнее реагировать». Идет он, допустим, с тренировки счастливый. Спрашиваю: «Чего такой довольный?» Отвечает: «Выиграл!» — «Секундочку, а если завтра проиграешь, опять в соплях будешь?..» Постепенно он стал воспринимать некоторые вещи проще. Но меня все равно после каких-то игр критикует, после каких-то — хвалит. Персональный тренер!
— В этом сезоне больше хвалит?
— По-разному. Понимаете, для него каждый матч — это как мини-чемпионат. Он еще не осознает, что есть целый сезон и команда может стать чемпионом. Смотрит в турнирную таблицу и говорит: «О, вы на первом месте. А сколько еще там будете?..»
ШОРЫ
— Припоминаете случаи, когда выходили из себя?
— Сейчас это происходит редко. Вспоминается случай из детства. Однажды в школе чуть было в сердцах не выбил дверь.
— Как же так?
— Помню, папа тогда ругался на меня. Он очень расстроился. Потому что вообще я был спокойным ребенком, никого не трогал. А тут меня просто задели за живое. Учительница на уроке сказала: «Да что вы понимаете, спортсмены, футболисты?..» После того как отреагировал на ее слова, была, наверное, в шоке. Не ожидала от меня такого. Но все закончилось хорошо. Учительница даже извинилась, сказала, что ничего плохого не имела в виду.
— Кажется, вы и по сей доказываете, что футболисты «понимают». Только теперь примером.
— Отец часто говорил раньше: футболисты, когда завершают карьеру, ничего не могут сделать самостоятельно: ни билет в аэропорт купить, ни за квартиру заплатить... Да я и на себе это ощутил. Когда стал жить отдельно от родителей, не то чтобы у меня начались проблемы, но пришлось со всем разбираться. Например, как заполнить квитанции об оплате по счетчикам. Спрашивал: «Папа, а тут что писать? А здесь?..» Потом появилась семья. Дети ходят в сад. Бумажку отнеси туда, бумажку сюда. У нас же бюрократия... При желании мог бы это на кого-то свалить. Но подумал, что лучше сам через все преграды пройду — и потом будет легче. Футбольная карьера ведь равно рано или поздно закончится. И вообще неправильно зацикливаться на чем-то одном: футбол, бизнес или что-то еще. Иначе с ума сойдешь. Не стоит быть зашоренной лошадью, которая смотрит только вперед. Мне интересно жить и заниматься любимым делом.
ИДЕАЛЬНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ
— Вы любите ходить в кино. Назовите последний фильм, который впечатлил.
— «Идеальные незнакомцы». Вообще, у нас есть такая тенденция: если беру билеты в театр, то чаще всего мы попадаем на отличный спектакль, а вот если выбираю фильм, который будем смотреть, то обычно «прокалываюсь». Но в этот раз теория не сработала.
Посмотрели классное итальянское кино. Потом обсуждали его с Боккетти. Сальваторе тоже остался впечатлен. Он видел этот фильм раньше: оказывается, в Италии его показали около года назад.
— В фильме кипят итальянские страсти?
— Сейчас постараюсь объяснить, не раскрывая сюжета. Знаете, у каждого человека есть своя личная жизнь. И если двое живут вместе, то не нужно лезть в пространство каждого. Такова моя позиция. Не стоит заглядывать в чужие телефоны. Речь не об изменах. А просто о том, что у каждого своя жизнь. И фильм как раз об этом. Моя жена мне доверяет, не просматривает мобильный. Но раньше она со мной на эту тему спорила. А после того, как мы увидели «Идеальных незнакомцев», сказала: «Ты был прав, действительно не нужно делиться какими-то вещами...» Дальше рассказывать не стану, а то вам будет неинтересно смотреть. Но сходите на фильм обязательно. К слову, мы встретились в кинотеатре с семьей Билялетдиновых, они живут рядом. Когда вышли из зала, ребята сказали: «Ничего себе, вот это кино...»
— Вы упоминали про театр. Какой спектакль подарил столь же сильные эмоции?
— Взял себе за правильно раз в месяц ходить в театр. Так что мы видели много интересных спектаклей. Например, ходили к Назарову в МХТ имени Чехова на «Мастера и Маргариту». К Дмитрию у нас личная симпатия. Он переживает за «Спартак». Нам нравится театр и сериал «Кухня». Иногда обмениваемся с Назаровым сообщениями после матчей. Недавно он написал: «Играю спектакль “Мастер и Маргарита”. Смотрю, в первом ряду сидит Андрей Ещенко с женой. Был приятно удивлен!» А последний раз с Катей были в театре Российской Армии на спектакле «Одноклассники». Прекрасная жизненная история. Выходишь из зала — и еще несколько дней думаешь о ней.
ИСПЫТАНИЯ
— Со своими одноклассниками общаетесь?
— Да, поддерживаем отношения. Вот после игры с «Анжи», например, мне пишет одноклассник: «Раньше спартаковская весна — это 5-е, 6-е, 7-е места. Понятно, что команда уже на серьезные достижения не претендует. Мы спокойненько живем, смотрим матчи, не переживаем. А теперь каждая игра — это постоянные нервы. Вы можете без валидола?..» То же и мы ощущаем.
— Какой матч в нынешнем сезоне оказался самым трудным?
— Да возьмем хотя бы игру с «Анжи». Многие скажут: «Для вратаря это был спокойный матч: сыграл «на ноль»». Но во время поединка было такое нервное напряжение, что потом два дня не мог прийти в себя. Папа встретил меня после игры: «Что с тобой? У тебя все нормально? Вы же победили, почему не рад?» А у меня просто не было сил на эмоции. И могу назвать больше десяти встреч в этом сезоне, в которых уровень адреналина зашкаливал.
— Тем не менее вы пропускаете меньше мяча за игру. Хороший результат?
— Правда? Не слежу за статистикой. Ну, могу сказать, что такие показатели не с неба берутся. Мы уделяем много внимания тактике, тому, как должны действовать на поле защитники и вратарь. Это большая работа. Замечу, что, когда голкипер проводит матч «на ноль», это прежде всего заслуга линии обороны. Ребята молодцы, действуют организованно и дисциплинированно.
— Почему не удалось победить в дерби с «Локомотивом»?
— Хотя все и кричат сейчас: «Когда “Спартак” будет чемпионом?» — на самом-то деле радуются каждой осечке красно-белых. «Локомотив» — не исключение. Встретились два московских клуба, настрой был запредельным. Плюс у железнодорожников еще свои проблемы: команда балансирует на девятом–десятом месте. Плюс желание помешать нам добиться успеха. В совокупности эти факторы стали для нас непростым испытанием.
— Впереди матч с «Оренбургом»...
— Эта игра — первая после паузы, связанной с проведением встреч национальных команд. Из сборных все приезжают в разном состоянии: кто-то выходил на поле, кто-то — нет. Поэтому думаю, что легкой игры не будет. К тому же у нас еще свежи воспоминания о матчах с «Анжи» и «Локомотивом». «Оренбург» наверняка будет дисциплинированно обороняться и остро контратаковать. Предстоит тяжелый поединок.
ПАПА-КОЛЛЕКЦИОНЕР
— Вы недавно летали в Белград на товарищеский матч с «Црвеной Звездой».
— Да, в Сербии был впервые. Очень хотел побывать в этой стране раньше, но как-то не получалось… Сразу по прилете в Белград ощутили ту непередаваемую атмосферу, которую создали вокруг «Спартака» российские и сербские любители футбола. Рад, что сыграли на стадионе «Райко Митич». Болельщики приготовили красочное представление.
— Вам довелось участвовать в матче открытия спартаковского стадиона. Что помните о той встрече?
— У меня сохранились о ней приятные воспоминания. Хотя на поле было не до смеха. Провел на газоне всего несколько минут. Случился первый опасный момент: я бросился навстречу футболисту, мяч от его ноги угодил мне в голову. Доктора решили не рисковать, я отправился на скамейку запасных. Но, знаете, несмотря ни на что, впечатления от того матча остались самые хорошие. На арену пришло много людей. Это была первая игра на нашем новом великолепном стадионе. Приезжала команда, близкая всем спартаковцам. Все получилось здорово. Мне кажется, эти матчи с «Црвеной Звездой» — тот редчайший случай, когда зрители в одинаковой степени поддерживают одновременно две команды — и хозяев, и гостей.
— Привезли отцу из Белграда программу матча? Он ведь у вас коллекционирует их.
— Да, у папы большая коллекция. Он собирает все: книги, программки, статуэтки. Есть подшивки со всеми интервью, которые я давал. Отец ничего не пропускает. Так что, когда дети подрастут, мне будет что им показать.
— Какой экспонат в коллекции отца самый раритетный?
— Понятно, что серебряная медаль чемпионата России в коллекции выделяется. Но я сам приравниваю вторые–третьи места к четвертым и пятым. Поэтому из эксклюзивных вещей назову майку, в которой играл за «Сатурн». В ней провел заключительную для клуба игру в Премьер-Лиге. Потом подарил футболку отцу. В целом же можно сказать, что у папы уже небольшой музей. В нем много интересных экспонатов. (Улыбается.)
— А спартаковский музей вам понравился?
— Классный! Мне очень хочется в интерактивной комнате, где есть все статистические данные игроков, ввести свою фамилию. Но стесняюсь. Вообще в этом музее можно провести целый день, рассматривая все реликвии. Мои родители уже побывали в спартаковском Зале Славы. Остались в восторге! Теперь хотел бы привести в музей на экскурсию детей.