С Луисом Адриано мы договаривались об интервью практически год, потому что игрок хотел говорить только на португальском. Спасибо администратору «Спартака» Дмитрию Крайтору, который согласился быть переводчиком и провести с нами этот час.
— Массимо очень хотел видеть вас в «Спартаке». Бытует мнение, что вы любимчик главного тренера. Ощущаете особое доверие с его стороны или вы такой же, как все?
— Действительно, это решение Массимо пригласить меня в «Спартак», несмотря на те полтора года, что я просидел на скамейке в «Милане». Да, у нас с ним хорошие отношения, но не скажу, что я какой-то любимчик — нет какого-то специального ко мне отношения. Каррера ко всем футболистам хорошо относится. И ко мне в том числе. Доверяет, ставит в состав.
— За то время, что вы в команде, с тренером был хоть один важный разговор?
— Запомнилась первая встреча. Он сказал: «Всё будет нормально, не переживай. Ты ещё наберёшь форму, войдёшь в ритм. Я тебе доверяю, давно слежу за твоей карьерой. Помню, как мой «Ювентус» играл против твоего «Шахтёра». Это было круто». Массимо вселил в меня уверенность и спокойствие за моё будущее в «Спартаке». Надеюсь, за полтора года я сделал что-то для клуба. Хотя со стороны видней.
— Для меня лучшие игроки «Спартака» в прошлом сезоне — Джикия и вы. Вы хорошо отрабатывали в обороне, часто реализовывали моменты, хоть и забил меньше Промеса. Не 21, а 15 голов. Но вы принесли много пользы команде.
— Спасибо за добрые слова. На голах я не заморачиваюсь. Ты можешь забить огромное количество мячей за сезон, но твоя команда проиграет. Моя работа не в том, чтобы забивать, а чтобы помогать команде. Как вы правильно заметили насчёт игры в обороне, усилий в верховой борьбе — это всё на благо команды и результата.
— Так было всегда или до какого-то момента вы, как и все, наверное, молодые люди, больше думали о себе? Может, понимание пришло с опытом?
— В Бразилии я играл крайнего полузащитника, нападающим меня сделали в «Шахтёре». Всем премудростям форварда меня научил Луческу. Он говорил: «Несмотря на то что ты нападающий, ты должен хорошо отрабатывать в обороне и помогать команде». Это его школа.
— Конте говорил, что единственная команда, которая отвозила «Ювентус» в Лиге чемпионов, это «Шахтёр». Причём дважды, хотя второй матч парни из Донецка проиграли 0:1, тогда как в Турине сыграли 1:1. Самый памятный момент того времени?
— Больше всего запомнилась наша банда. Настолько поставлена была игра команды — Луческу довёл её до автоматизма. Мы были абсолютно взаимозаменяемы — могли действовать на разных позициях, менялись по ходу игры. Дуглас, Тейшейра, Виллиан, Фернандиньо, Мхитарян — фантастический состав. Тогда в Турине открыл счёт Тейшейра, и это дорогого стоит — впечатления на всю жизнь. Несмотря на то что дальше мы из группы не вышли («Шахтёр» с 10 очками занял третье место, «Челси», имея столько же, вышел со второго места, первое занял «Ювентус» с 12 очками. — Прим. ред.).
— Как Луческу удалось добиться такого результата? В «Зените» у Мистера не получилось.
— Не знаю насчёт Питера, но в Донецке он детально расписывал игру каждого футболиста как нашей, так и чужой команды. Мистер всё разжёвывал — выходя на поле, каждый из нас знал, что нужно делать и чего ожидать от соперника.
— Сложный вопрос: почему «Спартак» лучше «Зенита»?
— Потому что «Спартак» более титулованный.
— Вы забивали «Зениту» за «Шахтёр» в 2011-м. Тогда «Зенит» был сильнее.
— Серьёзно? Я даже и не помню.
— Чего вы ждёте от себя и своей команды в этом сезоне?
— Задачи мои и клуба совпадают. Личная — стать лучшим бомбардиром чемпионата, командная — выиграть всё. Я хочу взять чемпионат, Кубок, Суперкубок, далеко зайти в еврокубках.
***
— Читал, что ваша мама была домохозяйкой, а папа охранником на химическом заводе. Что за завод, вы бывали там?
— Во-первых, мама всегда работала. С отцом она развелась, когда была беременна мной. Надо было как-то содержать семью. А батя да, трудился на заводе, где делали пластик и тому подобное из нефтепродуктов.
— Каким было ваше детство?
— Мама делала всё, чтобы мы со старшей сестрой ни в чём не нуждались. У нас было по-настоящему счастливое детство.
— При этом вы говорили: «Когда семья зарабатывает гроши — очень тяжело. Приходится думать только о футболе, чтобы выбраться из нищеты». Что вы могли себе позволить, а что было вам недоступно?
— Детство как детство — мама о нас заботилась, старалась дать нам всё возможное. Особенно образование, она всегда акцентировала на этом внимание. Такого, чтобы каждые выходные мы выходили в торговый центр и закупались топовыми шмотками, конечно, не было. Но нам всегда было в чём ходить. Насчёт еды — да, бывало трудно. Порой к бабушке ходил кушать, ел у друзей. Иногда мама занимала, чтобы купить нам еды.
— Чем она зарабатывала?
— Уборкой на дому.
— Образование — это важно. Вы говорили, что терпеть не могли точные дисциплины. А был в школе предмет, который вы полюбили, или особенный учитель, который как-то помог?
— Учительница в начальных классах была мне как вторая мама. Понимала моё положение, помогала. Подтягивала по учёбе, наставляла, занималась мной. Я очень ей благодарен. Хотя, честно сказать, учиться я не любил. Всё внимание уделял футболу, поэтому больше всего нравилась физкультура.
— Всё это привело вас к карьере профессионального футболиста и помогло уехать в Европу. Вы говорили, что там у вас была возможность получить украинский паспорт. Вроде как начиналось всё с шутки на тренировке, но переросло во что-то серьёзное. Почему не срослось?
— Ничего там серьёзного не было. Кто-то пошутил, все восприняли это буквально и стали раздувать.
— То есть не было даже возможности получить гражданство Украины, никто не предлагал?
— Нет, ничего такого не было. Но я восемь лет прожил на Украине, играл там, обожаю эту страну. Благодарен ей, что она сделала меня тем, кто я есть. Это правда, со мной это было — я люблю Украину.
***
— В 2007-м «Интернасьонал» получили предложение от «Локомотива» насчёт вас. Вам было рано ехать в Европу?
— Ей-богу, не помню такого.
— Хорошо, помните как в 2016-м могли перебраться в китайский «Цзянсу Сунин»?
— Да, было дело — ещё когда играл за «Милан». Я даже слетал туда, но на месте они изменили условия, и я вернулся в обратно.
— Самый большой клуб, который когда-либо серьёзно вами интересовался?
— Был вариант с «Фенербахче», но я выбрал «Милан». В ту эпоху два клуба предметно мной интересовалось.
— На фоне интереса со стороны итальянских клубов Кутепов сказал: «Если бы я мог выбирать, то пошёл бы в «Милан». Это подходящий для него клуб? Что бы вы посоветовали ему как человек, игравший там?
— Правильный выбор. «Милан» — великий клуб, с мощной инфраструктурой. Всё грамотно организовано, настроена связь между руководством и футболистами. Игроки очень комфортно себя чувствуют там, ну и сам город хорош. Есть что посмотреть, где вкусно покушать. Одобряю выбор Ильи.
— Вы следили за сборной России на чемпионате мира? Кутепов действительно готов играть за «Милан» или ему пока рано думать о большом европейском клубе?
— Сколько знаю Илью, он очень сильно прибавил. Ну и потом — в сборную кое-кого с улицы не берут. Кутепов доказал, что достоин защищать цвета сборной — он прекрасно выступил на ЧМ. С такой игрой он способен зарекомендовать себя в любом европейском клубе.
— Специалисты отмечают его действия на опережение в отборе у своих ворот. Возможно есть что-то ещё, благодаря чему Кутепов может заинтересовать большой итальянский клуб?
— Согласен, он здорово играет на опережение, хорош «на втором этаже». И, несмотря на рост, у него хорошая скорость. Три эти составляющие могут вызвать интерес больших клубов. Ну и потом его игра на чемпионате мира тоже влияет.
— Продолжая итальянскую тему — вы удивлены, что Роналду перешёл в «Ювентус»? Для многих это стало неожиданностью.
— После стольких лет в «Реале» он весь мир удивил тем, что перешёл в «Ювентус».
— Логичнее было видеть его в Англии или нет? Есть разные версии — почему Италия интересна Кришу, но интересно ваше мнение.
— Ну да, в Англию или Францию («ПСЖ») уехать было бы логичнее. Но мы имеем то, что имеем. Это значит, что «Ювентус» хотел его больше других и сделал предложение, на которое он согласился.
— Джикия похож на Криштиану? Он забавно пародировал его в концовке одной из тренировок, когда вы пробивали пенальти.
— Да не похож он. Но Джикия знатно закосил под Роналду, это да. Весёлый он парень, конечно.
— В команде больше всего веселятся Зе с Промесом и Джикия. А кто для вас самый смешной в «Спартаке»?
— Фернандо. Он постоянно шутит и травит. По-доброму, но постоянно. Без остановки. Это не передать словами.
— Вас не удивляет, что с лишним весом он показывает сумасшедший футбол? Фернандо приехал в «Спартак» с лишними 8 кг, сбросил, но не всё — и при этом забивает, ведёт игру команды. В «Шахтёре» было так же?
— Не только в «Шахтёре» есть футболисты, которые привозят из отпуска лишние килограммы. Это нормально, тем более если имеется тенденция к набору веса. В отпуске ты тренируешься меньше, нет жёсткого графика. Опять же больше ешь в силу обстоятельств. Ну, если конституция такая у человека — что поделать?
— Фернандо прекрасно бьёт штрафные. Сравните его исполнение с чем-то или кем-то?
— Его можно сравнить с великими. Неймар, Роналдо, Месси тоже хорошо бьют.
***
— Возвращаясь к Промесу — перед тем сезоном вы говорили, что на двоих забьёте 36 мячей. Знали, понимали, верили или просто шутили тогда?
— На полном серьёзе говорил. Прикинул возможности нашей атаки и назвал цифру. Она совпала, прогноз попал в точку. Бинго!
— Может, пора спорить на деньги?
— Не-е-е. Это не про меня.
— Ваши показатели — 15+8 по системе «гол+пас». Раз уж получается с цифрами, скажите — какая у вас сумма мечты?
— Чего душой кривить, как и у любого нападающего — мечта стать лучшим бомбардиром. Но команда не должна страдать от этого.
— Рекорд Олега Веретенникова 1995 года держится уже 23 года — 25 голов за сезон. Сколько нужно забить вам, чтобы стать лучшим бомбардиром чемпионата-2018/19?
— 20-23 гола. Хочу стать лучшим бомбардиром, ну а если удастся побить абсолютный рекорд, это вообще было бы здорово.
— Промеса болельщики признали лучшим игроком минувшего сезона. Вы не ревнуете?
— Ни в коем случае. Это хорошо как для Квинси, так и для команды. Здорово, когда в клубе игроки удостаиваются таких высоких званий.
— Вы получили премию «Фратрии» за лучший гол сезона. Какой гол для вас самый важный, кроме как в финале Лиги Европы?
— Всё равно самый памятный он — гол в финале Лиги Европы сезона-2008/09, когда я открыл счёт в матче, перекинув вратаря.
— Был знак, что вы забьёте в финале? Не снилось ничего — Луческу ничего не говорил?
— Перед вылетом в Турцию (финал проходил в Стамбуле. — Прим. ред.) мы с дядей сидели дома, смотрели весёлые футбольные видео в YouTube. Шутили, смеялись и пришли к тому, что если я забью, то отпраздную так же смешно, как на видео. Так и исполнил. Кстати, Луческу был мной недоволен. Ему не нравилось, когда нападающий пытается перекинуть вратаря. Мистер всегда говорил: «Бей в дальний, нечего выдумывать». Я не послушался и забил.
— Что было необычного в том танце?
— Там кто-то смешно играл на пианино. Так и я сыграл на воображаемом пианино.
— В жизни вы можете сыграть на музыкальных инструментах?
— На бразильских барабанах могу. Ритм хорошо чувствую.
— Один вопрос о сборной Бразилии. После её вылета главная тема — симуляции Неймара. Как вы относитесь к этому?
— Симуляция — слишком сильное слово. Скажем так, в некоторых эпизодах он немного переигрывает. А как вы хотите, чтобы вёл себя игрок, который постоянно с мячом и угрожает воротам? На нём всегда висит опорник, или защитник, или кто-то ещё. Понятно, что он будет падать при малейшем контакте, чтобы заработать штрафной.
***
— Самая важная татуировка на вашем теле?
— Портрет мамы, дочки и отпечатки ножек сыновей (близнецов).
— Сколько лет вашим детям?
— Почти два мальчикам, пять с половиной лет дочери.
— Последнее, чем они вас удивили, — ну так, чтобы вы растаяли?
— Пошла тенденция: младшие говорят с моими фотографиями, скучают. Дочка шлёт аудиосообщения в WhatsApp: «Когда приедешь, я очень скучаю!» Это очень трогает.
— Вам как-то задали вопрос: «Когда скучно, что ты делаешь?». Вы ответили: «Ем». Вопрос — что вы едите, когда скучаете?
— В отпуске жарю мясо (шураско). Дома в своём родном городе по три раза в день могу спокойно есть. Такая у нас культура.
— В России бывали на шашлыках? Как жарят мясо в Бразилии и здесь?
— Не был. Живу в квартире — нет загородного дома.
— Как вам русское мясо?
— Нормально.
— Вы любите пиво. Лёгкое светлое или горькое тёмное, может быть — Brahma (популярный бразильский бренд, входит в десятку самым продаваемых в мире. — Прим. ред.)?
— Нет, Brahma я не очень люблю. В моём родном Риу-Гранди-Сул варят пиво Polar. Лёгкое, совсем не крепкое. Ну, либо «Корона».
***
Любопытную штуку придумали бразильцы — «обнулитель» мобильных телефонов. Пивной кулер, который блокирует все GSM, wifi, 3G и 4G в радиусе 1,5 м, чтобы друзья не отвлекались на смартфоны, а общались за кружкой любимого пива.
— Директор департамента по связям с общественностью «Спартака» Леонид Трахтенберг называет вас президентом, Фернандо премьер-министром, Педро Рошу — принцем бразильским. Как вы относитесь к этому?
— Не худшее прозвище. Ха-ха. Обычно ими можно определить потолок человека.
— Ещенко называет вас Микки-Маусом.
— Он считает, что мы похожи. Это смешно.
— Андрей звал вас на Байкал, вы обещали приехать. Получилось?
— На Байкале не был. Выбирался на другое озеро неподалёку от Москвы.
— Рыбачить?
— Нет, в ресторан на берегу.
— Самое красивое место в России, которые вы видели?
— Мой дом.
— Почему?
— Потому что это мой дом.
— Вы домосед?
— Да, я домосед.
— Что любите делать дома больше всего?
— Музыку слушать.
— Какую?
— Pagode (бразильское направление мелодичной поп-музыки, подвид самбы. Обычно это вечеринка с едой, музыкой, танцами и весельем. Ироничность самбы с обилием слэнга и местных идиом. — Прим. ред.).
Слушайте, я действительно простой бразильский парень. В свободное время я больше люблю просто отдохнуть, послушать музыку да мясо пожарить.