Из всех матчей четвертого тура встреча «Краснодара» со «Спартаком» представляла наибольший интерес. Во-первых, московской команде было необходимо реабилитироваться после вылета из квалификации Лиги чемпионов. Во-вторых, ожидалось, что впервые в этом сезоне против «Спартака» не будет применяться низкий блок. Именно против него в первых турах у москвичей возникали проблемы.
Выключенный из игры Фернандо
Известно, что билд-ап «Спартака» во многом определен способностью Фернандо продвигать мяч вперед и, несмотря на то, что в новом сезоне структура атак команды Карреры поменялась, зависимость от первого паса бразильца еще сказывается на игре «Спартака».
Это понимал и Мусаев, закрывая Фернандо и в позиционной обороне, и при персонально ориентированном прессинге на чужой половине поля. Этот прессинг прибавил в интенсивности по сравнению с прошедшими матчами этого сезона и даже чуть не привел к голу Мамаева, когда Максименко в последний миг выносил мяч из вратарской.
В позиционной обороне по Фернандо чаще всего продолжал играть Мамаев, и «Спартак» практически не имел возможность продвинуться вперед через центр поля. Каррера перестроился на фланговый переход из обороны в атаку и максимально сузил треугольник центральных полузащитников — на карте средних позиций Глушаков, Зобнин и Фернандо располагаются практически в одной точке.
При начале атак Фернандо опускался в линию центральных защитников, ориентируя на себя игрока «Краснодара», тем самым позволял Жиго пройти с мячом вперед в зону полуфланга. Кроме спасенного матча с «Оренбургом» и отличной игры в обороне, француз успел зарекомендовать себя игроком, обладающим хорошим средним и длинным пасом. В особенности это было видно по игре с «Анжи», когда Фернандо не было на поле и Жиго взял на себя его функции глубинного плеймейкера. Продвижения с мячом Жиго открывали ему несколько адресатов для передачи: длинная передача на крайнего защитника, доставка мяча до инсайда через центр полузащиты или прямая передача на инсайда. Самедов (намного чаще) и Промес весь матч выполняли функции инсайда и смещались в полуфланги, за их спины забегали крайние защитники команды. Периодически в полуфланг под передачу за спины защитникам «Краснодара» врывались Зобнин или Глушаков. В любом случае при неудачной атаке в зоне мяча оставалось минимум 3 игрока «Спартака», что позволяло включиться в прессинг и попытаться сразу вернуть себе владение.
Если бы все получалось, как было запланировано, «Спартак» переходил в финальную треть в две передачи, отрезая сразу две линии прессинга, но здорово открывавшегося Глушакова подводила точность – у Дениса всего 63 процента точных передач. Вчера Фернандо впервые в сезоне не отдал ни одной ключевой передачи за матч. «Спартаку» нужно готовиться к такой ориентировке соперников на своего плеймейкера.
Зобнин – царь прессинга
В позиционной обороне Массимо Каррера не стал ничего выдумывать и повторил тренерские решения уже сыгравших с «Краснодаром» команд. Билд-ап «Краснодара» 2-2 нетрудно разбивается насыщением центральной зоны, отрезая восьмерок «быков» от развития атак команды. Без мяча Глушаков и Фернандо персонально ориентировались на Каборе и Газинского, инсайды «Спартака» опускались во вторую линию прессинга, а Зобнин поднимался в первую. Движение без мяча «Спартака» вынуждало центральных защитников «Краснодара» либо пользоваться длинной передачей, минуя изолированный центр поля, либо отдавать на крайних защитников. Учитывая стремление «быков» играть низом, расчет Карреры был как раз на передачи на фулбеков «Краснодара» — во флангах есть шанс завести соперника в прессинг-ловушки.
За их организацию отвечал Зобнин. На скриншоте Самедов встречает Стоцкого, закрывая собой траекторию передачи на Мамаева. Зобнин находится в полупозиции и следит за движением своих партнеров, начиная прессинговать Спаича, только когда Фернандо сместился к находящемуся в более опасной позиции Каборе. Готовность Романа выдерживать демонстрируемую интенсивность в движении без мяча весь матч поражает. Такое ощущение, что чемпионат мира совсем не сказался на полузащитнике «Спартака».
При переходе мяча в среднюю треть у обороны «Спартака» тоже практически не возникало проблем. Зональная ориентировка со страхуемыми выбросами одного из полузащитников команды заставляли «Краснодар» стерильно перекатывать мяч между защитниками. При стандартных решениях хозяев движение «Спартака» без мяча не давало сбоев.
Большие проблемы при потере владения
Главной бедой «Спартака», чуть не ставшей катастрофой, стала смена владения мячом на чужой половине поля. Только за этот аспект игры уже можно считать, что тройка центральных полузащитников гостей провалила матч. Зачастую в финальной трети Глушаков, Зобнин и Фернандо при позиционной атаке команды располагались на одной горизонтальной линии. При перехвате мяча «Краснодаром» между ней и линией обороны хозяев образовывалось огромное, не маскируемое гегенпрессингом пространство. Игрокам с высокой культурой паса, коих в «Краснодаре» достаточно, не составляло труда организовать темповый переход из обороны в атаку с подключением цепляющегося за мячи Ари, под которого открывался Мамаев.
При попытке сразу вступить в отбор команда не действовала слаженно. Как правило, кто-то один, чаще всего Зобнин, начинал активно прессинговать владеющего мячом, при этом оставаясь без подстраховки. В середине поля образовывалось пространство, где двум оставшимся полузащитникам «Спартака» противостояли до пяти игроков «Краснодара».
«Спартаку» очень повезло не проиграть во вчерашней встрече — таких ситуаций с очень быстрым переходом и численным перевесом атакующей стороны у штрафной Максименко набралось бы на целую галерею скриншотов. Проблема «Краснодара» в очень медленном распоряжении мячом в финальной трети – «быки», против которых уже несколько сезонов практически все команды применяют низкий блок, не привыкли к таким игровым ситуациям и часто принимали неправильные решения. Но даже этого должно было хватить для того, чтобы победить во вчерашней игре. Не повезло.
Что еще важно
— практически полностью выключенный из игры Промес. Причем выключенный своей же командой. В отличие от предыдущих матчей, в этом «Спартак» активно нагружал фланг Самедова. Странное решение. Во-первых, москвичи обычно перегружают правый фланг с последующим переводом на Промеса. В матче с «Краснодаром» этого не было. Во-вторых, справа в защите у «Краснодара» вышел Николай Марков, давить на которого было бы намного логичней, чем на Стоцкого. Доходило до того, что в поиске мяча голландец периодически опускался в центральный круг.
— вчерашний «Краснодар» был не похож на самого себя. Вертикальный футбол в исполнении «быков», привыкшим к стеночкам и коротким розыгрышам, стал большой редкостью. Большую роль во вчерашних быстрых переходах сыграл Ари. Вряд ли Мусаев рассчитывал на такие подарки со стороны центра поля «Спартака», но в итоге ставка на российского бразильца более чем сыграла. Правда, по реализации, как и по сдержанности, к Ари очень много вопросов. Он в одиночку мог решать исход вчерашней встречи.
Больше тактики и аналитики — в паблике автора Вконтакте.