«Хотите верьте, хотите нет, но мне всегда хотелось помогать людям, попавшим в беду, первым примчаться на пожар и тушить его или же оказать необходимую помощь человеку, у которого случился сердечный приступ».
Признание Самуэля Жиго, судя по интонации и выражению его лица, было абсолютно искренним. Но ведь пожарный и врач — две разные профессии!
Собеседник, похоже, прочитал наши мысли…
— Во Франции есть такая специальность — сапер-пожарный, — поясняет Жиго. — Если ты ей овладеваешь, то тебе нет цены не только, к примеру, на пожаре или же при стихийных бедствиях, будь то землетрясение или наводнение, но и в ситуации, когда женщина, находясь дома, с минуты на минуту может родить, а «скорая помощь» задерживается в пути. И тогда по вызову к вам мчится Sapeurs-pompiers (сапер-пожарный), который успевает принять роды! Вот таким универсальным спасателем мог стать я, если бы не увлекся футболом — всерьез и надолго.
К счастью для «Спартака», думаем мы — и невольно возвращаемся в день сегодняшний. Понятное дело, вместе с 25-летним центральным защитником красно-белых.
ТОЛЬКО О ФУТБОЛЕ
— Что вы думаете о команде ЦСКА?
— Безусловно, это хорошая команда. Посмотрите на таблицу — и сами в этом убедитесь. На мой взгляд, у ЦСКА лучшая защита в российской Премьер-Лиге. Тем не менее мы играем дома, и нам нужно обыгрывать соперника.
— До приезда в Россию вам была знакома эта команда?
— Да, по выступлениям в еврокубках.
— ЦСКА — самый принципиальный соперник «Спартака» в чемпионате страны?
— Когда пришел в «Спартак», мне сразу сказали: «Самая важная для нас игра — с ЦСКА!» Значит, для меня тоже.
— А как же «Зенит»?
— Все-таки «Зенит» — команда из другого города, а с ЦСКА — это битва за Москву! Именно в этом дерби решается, какая команда лучшая в столице.
— Какие качества должны проявить спартаковцы, чтобы победить?
— Дерби — это прежде всего борьба и сплоченность коллектива. Кто дружнее за полем и на поле, кто будет отчаяннее сражаться, кто предстанет Командой — тот и победит! Надеюсь, так будут говорить о нас после матча.
— Вы готовитесь к этому дерби как-то особенно или же как обычно?
— Что касается тренировочного микроцикла, то он обычный. А вот настрой совершенно иной. У всех игроков без исключения! И все в этот день хотят выйти на поле. Даже те, кому не рекомендуют врачи.
— Кто из атакующей группы ЦСКА представляет для вас наибольшую опасность?
— Молодой центрфорвард, который часто забивает и который играет за сборную России. Фамилия крутится в голове, но вспомнить, увы, не могу…
— Чалов?
— Да, да, Чалов!
— Насколько остро вы реагируете по ходу дерби на судейские решения и способно ли какое-либо из них выбить вас из колеи?
— В игре, да еще в такой, случается всякое. И игроки, и судьи — обычные люди, а людям свойственно ошибаться. Вообще-то, до матча о судействе не думаю вовсе. Зачем на этом зацикливаться, если от меня ничего не зависит? Ну а те, от кого зависит, полагаю, назначают на дерби лучших арбитров, и они будут судить, забыв о названии, и различать футболистов только по цвету формы.
— Хватает ли у вас запаса русских слов, чтобы понимать партнеров на поле?
— Хватает. На поле обычно звучат простые слова: слева, справа, один… Самое же важное озвучивается тренером до игры или в перерыве. И если что-то не пойму — мне переведут.
— Большое ли значение имеет для вас, кто именно действует рядом в центре обороны и кто играет за спиной в воротах?
— Очень большое! Мы должны быть сыгранными настолько, чтобы понимать друг друга без слов. И если в обычной жизни поддерживаем дружеские отношения, это весьма позитивно сказывается на наших взаимодействиях на поле.
— Мало кто знает, что в «Генте» несколько матчей вы провели на позиции крайнего защитника. Готовы ли нынче в случае необходимости сыграть на фланге обороны?
— Это была ошибка!
— Со стороны тренера?
— И с моей тоже. По молодости я и хавбека играл. А один раз — даже форварда! Правда, давно это было — в юности, во Франции, в моем родном Авиньоне. А сейчас с моим солидным весом утюжить всю бровку совершенно не готов! Быть может, кого-то разочарую, но я — не универсал. Мое единственное амплуа — центральный защитник. Любое другое мне в тягость.
— Вы близко к сердцу принимаете пропущенные голы?
— Так же близко, как вратарь. Даже если мы выиграли, к примеру, 2:1.
— А если, наоборот, наша команда проигрывает 1:2 и до конца матча 10 минут, выдвинетесь вперед, как в свое время Вернблум в ЦСКА?
— Конечно! И постараюсь забить. Тем более что в чужой штрафной чувствую себя в иных ситуациях не хуже, чем в своей. Если бегу к воротам соперника, то совсем не для того, чтобы там засветиться. У меня гораздо более серьезные цели.
— Какая из линий в нашей команде, по вашему мнению, самая сильная?
— Разумеется, та, в которой играю я сам. А вы сомневаетесь в надежности нашей обороны?!
— После ваших слов — ни на йоту!
— Тогда — следующий вопрос…
— Разнятся ли отношения между игроками в «Спартаке» и в «Генте»?
— Мне кажется, что нет. И в моей бывшей команде, и в нынешней игроки с уважением относятся друг к другу. И там и здесь — «теплые» раздевалки. В «Спартаке» даже повеселее. Особенно когда мы собираемся вместе за пределами базы — за большим обеденным столом или на ужине.
— Какой день — самый черный в вашей карьере?
— 2 сентября 2018 года. В тот день в матче с «Зенитом» очень серьезно травмировал колено. С тех пор не принял участия ни в одной официальной или контрольной игре.
— А счастливый?
— Когда мистер будет объявлять стартовый состав на игру и назовет мою фамилию, в этот момент почувствую себя самым счастливым человеком на свете!
— А что бы вы сказали на месте мистера, то есть Кононова, игрокам в раздевалке перед выходом на поле «Открытие Арены» 6 апреля 2019 года?
— Хороший вопрос…Так вот, я бы сказал следующее: «Выходите, бейтесь и побеждайте! А еще — радуйте болельщиков и сами наслаждайтесь игрой».
Ни слова о футболе
— Предположим, вам несказанно повезло: вы выиграли миллион евро в лотерею. На что вы потратили бы эти деньги?
— Отдал бы родителям, брату, сестре... Или сразу же купил бы для них дом в Авиньоне. А вообще-то, я и на самом деле не против выиграть миллион в лотерею!
— С кем из кинозвезд хотели бы провести вечер в ресторане?
— С Ирис. Она, правда, не кинозвезда. Зато эта француженка несколько лет назад выиграла конкурс «Мисс Франция», а затем и «Мисс мира».
— Кому из политических деятелей с удовольствием пожали бы руку?
— Я не силен в политике. Меня гораздо больше интересует жизнь простых людей.
— Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
— Нет, не верю. Как можно влюбиться, если ты совсем не знаешь человека?!
— Говорят, если хочешь потерять друга — дай ему в долг. Приходилось ли вам при таких обстоятельствах терять друзей?
— У меня не так много друзей. И со всеми ими дружу с детства. Почти никто из этих ребят не занимал у меня денег. А если кого-то и выручал — просил не возвращать долг. Ведь мы же друзья!
— Какая из профессий на земле самая ценная?
— Спасатель. У меня, как уже говорил, даже была мечта стать спасателем. Но потом всерьез увлекся футболом.
— Если бы вам предложили совершить хотя бы один виток вокруг нашей планеты на космическом корабле — согласились бы?
— Нет. Зачем так рисковать, если мне и на земле хорошо?!
— На сколько процентов вы должны быть уверены в собственной правоте, прежде чем поспорить на кругленькую сумму?
— Я никогда не спорю на деньги!
— В чем главное отличие французов от русских?
— Дайте подумать… Дело в том, что мое общение с русскими в основном ограничивается командой и клубом. И на этой территории у меня все прекрасно! Естественно, я гуляю иногда по улицам, захожу в магазины, в рестораны… И мне кажется, что русские люди попроще французов. И еще они менее завистливые. Во Франции, если у тебя есть дорогой дом и крутая машина, даже знакомые начинают смотреть на тебя как-то косо, недоброжелательно. В России пока этого не замечал. У вас, по-моему, в первую очередь обращают внимание на человеческие качества.
— Представьте себе, что сегодня у вас появилась возможность обратиться к Богу и попросить у него…
— …Чтобы он защитил мою семью от всех бед.
— Благородное желание.
— А можно еще одно?
— Вы так настрадались за последнее время, что Бог не посмеет отказать вам…
— Тогда — помоги мне выиграть титул со «Спартаком»!
— Обязательно поможет! И заключительный вопрос: сколько в процентном отношении в ваших ответах содержалось правды и сколько дипломатии?
— Сто процентов правды! А вы сомневались?