21-летний полузащитник красно-белых, который проводит первый сезон в составе основной команды, дал интервью нашей пресс-службе.
— Недавно вы удалили все фотографии из аккаунта в сети «Инстаграм». Почему?
— Решил посвящать больше времени тренировкам. В жизни есть более важные вещи, чем социальные сети. Не удалил аккаунт, но убрал все фотографии. Когда вернусь? Не знаю. Если честно, социальные сети немного отвлекают: постоянно что-то смотришь в Интернете, читаешь плохие или хорошие новости. В итоге иногда голова забивается не тем, чем нужно.
— В матче с «Енисеем» Николай Рассказов и Аяз Гулиев отметились дебютными голами за основу «Спартака». Как вы, также будучи воспитанником клуба, отреагировали на успех ребят?
— Был очень рад за них! Особенно за Колю, потому что мы ближе общаемся и больше времени проводим вместе. За Аяза тоже, разумеется. Этот гол был ему крайне необходим.
— Вы отдельно поздравляли партнеров?
— После игры ехали вместе с Колей. Он был немножко грустным из-за полученной травмы. Я спросил: «Что с твоим настроением? Ты должен быть на седьмом небе от счастья!» Он признался, что рад, но на сам гол отреагировал довольно спокойно. Менее эмоционально, чем я предполагал.
— Насколько сильно хочется забить самому?
— Я жду своего первого гола за «Спартак» больше всего в жизни! Мне давали шансы, имел моменты, но не удалось их реализовать. Может быть, проблема в некоторой нерешительности, которая присутствует из-за нехватки игровой практики на данный момент. Но я все равно верю в себя и знаю, на что способен!
ПОНИМАЮ, ЧТО МОГУ ИГРАТЬ НАМНОГО ЛУЧШЕ
— Вы провели в первой команде почти целый сезон. За это время успели почувствовать реальные изменения в уровне мастерства, психологических аспектах?
— Уверенности стало больше. В том числе в тренировочном процессе. Помимо этого, стал намного ближе общаться с партнерами по команде.
— Чувствуете поддержку одноклубников? Часто слышите от них советы?
— Ребята относятся ко всему с пониманием, верят в меня, стимулируют. Иногда и «подкалывают», спрашивают: «Ну когда же ты забьешь?»
Я общаюсь со всеми по чуть-чуть. Самые близкие отношения у меня с Колей Рассказовым: мы все время вместе — и на тренировках, и после. Поделиться хорошими советами могут Зобнин, Джикия, Комбаров, Глушаков.
— Сезон близится к завершению. Для вас он был по-своему незабываемым. Как можете оценить себя и свою игру?
— В некоторых матчах играл хорошо. Но если честно, в целом недоволен собой. Понимаю, что могу играть намного лучше. Конечно, при этом чувствую прогресс. Но на данный момент довольствоваться результатом не имею права.
— Что необходимо изменить?
— Я должен играть по-другому. Будучи футболистом самого титулованного клуба России, нужно много забивать и делать голевые передачи, держать планку. Мне была необходима адаптация, но сейчас уже привык к высокому уровню сопротивления в Премьер-Лиге.
— Левая нога у вас сильнее, но при этом чаще вы играете на правом фланге. С чем это связано?
— Я могу сыграть на обоих флангах. Все зависит от требований конкретного тренера. Нельзя сказать, что слева или справа мне комфортнее.
— Работаете ли над тем, чтобы правая нога была на том же уровне?
— Не сказать, что у меня с ней беда. Все же правая нога у меня не для ходьбы. Но работаю чаще всего левой: бью, делаю передачи.
— Вы довольно часто получаете желтые карточки. С чем это связываете?
— Я вспыльчивый человек, характер у меня тяжелый. В жизни тоже неуступчив... Но не считаю, что это плохо. Если удалюсь, подведу команду — понятно, буду неправ. В определенных моментах нужно себя сдерживать. Карточки — хороший «звоночек» о том, что нужно успокоиться.
МЕНЯ ЧАСТО ПУТАЮТ С ЗОБНИНЫМ
— Прошло достаточно времени с того момента, как команду покинул Квинси Промес. Готовы занять его место?
— В будущем — да. Во мне есть лидерские качества, характер и большой потенциал. Нужно проявить себя. Доказывать свою состоятельность необходимо делами.
— Роман Зобнин недавно рассказывал, что вас часто путают...
— Это случалось уже много раз. Иногда в аэропорту или на выездных матчах нас могут перепутать, если смотрят сбоку или со спины. Болельщики подходят и, глядя мне в лицо, говорят: «Роман, можно автограф?» Конечно же, сразу сообщаю, что я — не Зобнин. Не могу сказать, что это раздражает. Скорее становится смешно в такие моменты. Между нами действительно есть сходство: мы не раз делали совместные фотографии, на которых это очевидно. Но хочется, чтобы во мне узнавали меня! Это лишняя мотивация.
— С кем из игроков молодежной сборной России общаетесь чаще?
— Понятно, что с партнерами из «Спартака» — Рассказовым и Максименко. Если говорить об игроках других клубов, то могу назвать Никиту Калугина из «Сочи» и Ивана Облякова из ЦСКА. Многие ребята перешли из юношеской сборной в молодежную, мы со всеми хорошо знакомы, давно нашли общий язык.
— Помогает ли тот факт, что в сборной играете со спартаковцами?
— В национальной команде я хорошо общаюсь со всеми, но свои — это свои. В них всегда уверен. Например, в Максименко, который никогда не подводит. Еще в юношеской сборной, бывало, ставили пенальти в наши ворота, а я думал: «Точно возьмет». Так и происходило.
— Поддерживаете отношения с Денисом Давыдовым, с которым раньше были хорошими друзьями?
— В последнее время до его ухода мы уже не были близки. Даже нельзя было называть наши отношения дружескими. Порой я интересовался его делами через общих знакомых, иногда мы списывались.
— Почему, по вашему мнению, его карьера в «Спартаке» не сложилась?
— Ему нужно было учиться на чужих ошибках, а не на своих. Можно сказать, что в этом есть его вина. В таком большом, великом клубе, как «Спартак», на игроков оказывается колоссальное давление. В конечном итоге спрос будет с каждого.
— До ухода из «Спартака» Александр Самедов считался вашим главным конкурентом на позиции. Какие советы он дал лично вам?
— Он всегда подсказывал мне определенные вещи. Когда Самедов уходил, я понял, что буду скучать. Часто вспоминаю его взгляды! Самедов мог молча посмотреть так, что все сразу становилось понятным. Мы хорошо общались, он помогал мне развиваться.
ПАПА И ДЕДУШКА НЕ ПРОПУСКАЮТ ДОМАШНИХ МАТЧЕЙ
— Когда вы учились в Академии, к воспитанникам не раз приезжал Фёдор Черенков. О чем вы с ним беседовали?
— Давно это было, всех деталей уже, к сожалению, не помню. Но впечатления от его рассказов были сильные, мы сидели и слушали с открытыми ртами. Фёдор Фёдорович был очень скромным человеком, мы затихали в его присутствии.
— Сейчас в вашей жизни есть наставник?
— Мой отец, к которому я прислушиваюсь. Он во всем мне помогает, дает жизненные советы. Хотя о футболе со мной говорить не очень любит.
— Почему?
— Думаю, понимает, что давление в «Спартаке» и без того сильное. Переживает за меня. Призывает никогда не вешать нос.
— Семья всегда ходит на домашние матчи?
— Да, папа и дедушка не пропускают игр. Иногда приходят маленький брат и сестра.
— Когда дебютировали за основу, почувствовали гордость отца?
— Конечно! Помню, ехал в автобусе на матч и представлял, как родным будет приятно увидеть меня на поле. Они следили за мной, болели, когда я играл в Академии, в дубле, за «Спартак-2». А тут — основа. Мурашки от этих мыслей по коже побежали.
— Что же было, когда дебют состоялся?
— Услышал, что попал в состав, и тряхануло прилично. Долго мечтал, шел к этому. И вот сказка стала явью.
— В Академии «Спартака» часто проводят викторины на знание истории клуба. Вашему году удалось выиграть?
— Эта традиция возникла под конец нашего обучения. Мы успели принять участие в викторинах всего пару раз, но первое место так и не заняли. Помню, однажды нас обошел 97-й год. — Вы немало читаете. Какую книгу могли бы посоветовать?
— Чаще всего отдаю предпочтение биографиям великих спортсменов, футболистов. Мне интересно узнать, какой путь прошли знаменитые игроки, познакомиться с историями из их жизни. Последней прочитанной книгой стала «Правило №1 — никогда не быть №2» Дэна Мильштейна. Ее могу посоветовать смело! Когда бывает свободное время, у меня возникает желание почитать.
— Чью биографию из ваших нынешних партнеров по команде стоило бы написать в первую очередь?
— Думаю, Георгия Джикии. Он все время шутит и рассказывает огромное количество интересных историй. Если когда-то появится его автобиография, буду одним из первых, кто купит книгу!
— Джикия сегодня — главный заводила в команде?
— Он может и пошутить, и «напихать», когда нужно.
НИКОГДА НЕ СОГЛАШУСЬ ИГРАТЬ ЗА ЦСКА!
— Не так давно вы подписали длительный контракт со «Спартаком». Сразу согласились?
— Я люблю «Спартак», этот клуб воспитал меня. Были люди, которые говорили, что на такой долгосрочный контракт, возможно, не стоит соглашаться. Спрашивали, не смущает ли это меня. Но я хочу играть за красно-белых как можно дольше. Выступать на хорошем уровне и радовать болельщиков. Когда до конца предыдущего контракта оставалось полгода, я знал об интересе других клубов, но «Спартак» был для меня на первом месте.
— Вся ваша семья болеет за «Спартак». Это сказалось на решении?
— Да, и хотя я играл вначале за другой клуб, но все равно следил за «Спартаком», симпатизировал ему, ведь папа и все родные — красно-белые болельщики. Выбор именно этого клуба и этих цветов был очевиден.
— В современном футболе все реже встречаются случаи приверженности игроков одному клубу на протяжении долгих лет. А для вас такая принципиальность — не пустые слова?
— Не хочу делать громких заявлений о том, что всегда буду должен «Спартаку», в котором прошел все этапы — от Академии до основы. Зато могу сказать, что никогда не соглашусь играть в ЦСКА. Пусть мне эти слова потом припоминают, но — никогда в жизни!
— Как изменилась игра «Спартака» с приходом Олега Кононова? Вы как-то говорили, что он дает больше свободы при выборе продолжение атаки.
— В атаке у нас действительно нет жестких рамок. Тренер никогда не скажет: ты зря взял игру на себя. Вообще, Олег Георгиевич — спокойный человек. Но встряхнуть, когда нужно, он может. С его приходом мы стали больше общаться между собой. После домашних матчей обязательно проходят командные ужины, которые сплачивают.
— Впереди матч с «Рубином». Принято считать, что «Спартаку» тяжелее даются игры против команд, которые действуют от обороны. А казанцы — чуть ли не образец подобной тактики.
— Нет такой команды в Премьер-Лиге, с которой играть легко. «Рубин» — не исключение. Но мы должны побеждать. И просто обязаны сыграть дома так, чтобы не дать казанцам свободно вздохнуть.
— Чего ждете от концовки сезона?
— Рецепт только один: нужно от игры к игре подходить с запредельным настроем и забирать все очки. Делать все, что от нас зависит. А там уже оценим результат, исходя из турнирной таблицы. Могу заверить болельщиков, что безразличных игроков в «Спартаке» нет. Нет тех, кому все равно на результат и команду!