Где можно использовать Ханни?
Предпосылки к уже почти открытому конфликту Софьяна Ханни и Массимо Карреры легко найти в решении итальянского тренера слегка видоизменить стартовую формацию. Если раньше Каррера допускал наличие чистой десятки на поле, то сейчас «Спартак» играет 4-1-4-1 с чистым опорником и двумя плотными восьмерками. Ханни, пусть и не является классической десяткой по набору навыков, формально достаточно часто занимает эту позицию — теперь этого футболист лишен.
Помимо этого, Ханни можно использовать инсайдом (лучше — в левом полуфланге) или вторым нападающим (Каррера экспериментировал с 4-2-2-2). Бунт алжирца начался сразу после продажи Квинси неслучайно: голландец занимал место левого инсайда, но без него вторым номером Софьян виделся без вопросов. Тем не менее, алленаторе «Спартака» выпустил на ключевой матч в Санкт-Петербурге не Ханни, а не игравшего тысячу лет Педро Рошу.
Как играет Ханни и почему это может быть полезно для «Спартака»
Достаточно одного факта, чтобы продемонстрировать крутость Софьяна: в прошлом сезоне он, в пересчете на каждые 90 минут, был лучшим игроком команды по количеству ключевых передач — 3,6, даже больше, чем у Промеса. При этом Ханни играет почти исключительно в короткий пас при обострении, потому что стремится вскрыть оборону соперника на последней трети — редкий скилл в чемпионате России. Можно предположить, что лучшим по ключевым передачам/90 алжирца делает небольшое количество игровой практики и из-за этого бОльшая погрешность, но нет: в Бельгии у него те же цифры и та же склонность к короткому пасу.
Когда Ханни только перешел в «Спартак», он действительно смотрелся самым спартаковским по стилю (ужасно клишированное выражение, зато вы сразу поняли, о чем речь) футболистом. Помимо короткого и разрезающего паса на последней трети из красно-белых девяностых в нем есть и уметь использовать свободное пространство, что делает алжирца незаменимым в игре раз-два — тех самых классических стеночках. «Спартак» с Ханни на поле создает почти на полтора удара из штрафной за 90 минут больше, чем без него — это благодаря тому, что соперник не успевает перестроиться после того, как открыл зону, в которую моментально нырнул Софьян.
Да, Ханни с отрывом чаще всех в «Спартаке» отдает неточные короткие передачи, но это тот случай, когда необходимо правильно интерпретировать статистику. Это происходит не из-за низкой культуры паса, а потому что игрок чаще остальных рискует, старается сыграть на обострение. Кроме того, делает он это на последней трети, где а) наибольшая плотность соперников; б) шанс притащить чистую контратаку на свои ворота минимален.
Так почему он все же не играет?
Футбольных объяснений может быть всего два. Первое — простое: Карреру не устраивает физическая форма Софьяна. В целом по матчам Ханни было заметно, что он снижает активность к концу матча, а тренер «Спартака» при этом требует от команды играть в достаточно энергозатратный футбол. Объяснение это логичное, но а) отрабатывать в обороне Промеса было не заставить и в его лучшей форме; б) опорники и восьмерки красно-белых, за исключением вытягивающего на себе весь объем Зобнина, тоже просаживаются к концовкам. Поэтому довольно странно, что жертвой становится именно Ханни.
Второе объяснение связано со стилем нынешнего «Спартака». Чем больше росло влияние Квинси на игру команду, тем большая ставка делалась на контратаки (верно и обратное утверждение), а Ханни все же футболист, который крайне полезен в позиционном наступлении и переходной фазе к нему. Возможно, именно исходя из задачи сохранить контратакующий стиль без Промеса Каррера и выпустил в Петербурге Рошу — бразилец как раз очень годно действует на контратаках, исполняя в своей лучшей форме неплохого ролевика. Но и тут есть странности: очевидно, что до лучшей формы Роше далеко хотя бы потому что он сидел без игровой практики.
Чем все разрешится?
Неблагоприятный вариант прост: зимой Ханни отдадут в аренду с последующей продажей.
Если же говорить о том, как встроить Ханни в игру, то возможности две. Предположим, что Каррера не откажется от стремления контратаковать, тогда та самая 4-2-2-2 может стать опцией. Для этого у тренера «Спартака» есть активные крайние защитники (Мельгарехо высадил Комбарова надолго, а Рассказов очень неплохо умеет включаться в атаку справа), не идеальная, но сыгранная связка Фернандо — Глушаков, активно опускающийся в глубину и создающий зоны Зе и крайне работоспособный Зобнин, способный подстраховать кого угодно. Когда отбудет дисквалификацию Еременко, пазл сложится окончательно: нужен будет второй атакующий игрок, пользующийся зонами. То, что надо для Ханни.
Однако с уходом Квинси и тем более после того, как два центральных защитника вылетели из-за травм, Каррере, возможно, стоит пересмотреть генеральную линию. Чтобы использовать лучшие стороны своих игроков и снять часть нагрузки с обороны без Жиго, «Спартаку» стоит вернуться к контролю. Ханни в этом случае займет комфортную позицию в левом полуфланге со включениями в штрафную, отдавая фланговую зону работоспособному Мельгарехо. «Спартак» получит разнофункциональные края — предположим, справа бомбить подачами штрафную будет Самедов, а слева Ханни будет заужать оборону соперника и искать пас вразрез.
Такой функциональный разброс — всегда большой плюс для команды. Каррере и его штабу необходимо понять, что интегрировать алжирца в состав в первую очередь в интересах команды.