Полузащитник, которому в день матча с «Уфой» исполняется 20 лет, дал большое интервью пресс-службе. Хавбек рассказал о деталях сбора в Тарасовке, общении с Тедеско на английском и признался, что с детства за красно-белых.
КАРАНТИН
— Период получился тяжелый. Вынес для себя, что нужно ценить возможность играть. Ведь все может прекратиться в один момент. И нужно быть осторожнее — как с вирусом, так и в целом.
Первую неделю карантина провел в Москве. Когда ситуация в столице стала ухудшаться, успел уехать в родную Сызрань. Поначалу там тоже все закрыли, но постепенно город стал возвращаться к нормальной жизни. Поэтому с Москвой не сравнить.
В Сызрани у нашей семьи дом с большой территорией, так что занимался на улице. Много тренировался. Мы через день созванивались с тренером по физподготовке, работали с ребятами по часу или полтора.
Программа была подобрана для каждого футболиста индивидуально. Из-за травмы ахиллова сухожилия у меня было чуть больше работы. У всех чуть больше пауза — у меня чуть больше нагрузка. (Улыбается.)
ПОМОЩЬ БОЛЬНИЦЕ
— В самом начале карантина ко мне обратилась девочка, наша болельщица. Она часто писала мне с момента моего перехода в «Спартак», поддерживала, поздравляла с победами. Узнал от нее о ситуации в Тверской области, где были пациенты с подозрением на коронавирус, но в больнице не оказалось нужного оборудования и не хватало материалов. Как-то проснулся утром и понял: надо помочь! Обязательно съезжу туда в гости, если пригласят.
УРОКИ АНГЛИЙСКОГО
— Очень много занимался английским языком, созванивался с репетитором каждые два дня. Она так много задавала, что времени на что-то другое не оставалось. Мой преподаватель работает стюардессой, у нее отличное произношение. Занимаюсь с ней уже лет шесть, еще со времен «Чертанова».
Я хорошо понимаю английскую речь, тренера и наших иностранных игроков. Говорить — чуть тяжелее, но с коммуникацией в любом случае все хорошо — как на поле, так и за его пределами. Рад, что начал заниматься языком в юном возрасте и продолжаю сейчас.
ТУРНИР ПО FIFA 20
— Я не геймер. Раньше играл в FIFA 17 и 18, но потом у меня сломался Xbox — и я это дело забросил. Перед карантином успел купить приставку, немножко поиграл. Когда Джикия написал в общую группу, что состоится турнир среди игроков команды, согласился участвовать.
До этого играл с Тилем, Жиго и Джикией, поэтому уровень соперников примерно понимал. Конечно, Гус изначально был одним из фаворитов. Знаю, что в Москве в свободное время от футбола он постоянно рубится в FIFA!
Я дошел до финала. Где-то мне везло, где-то «выезжал» на мастерстве. Мой виртуальный стиль схож с тем, к чему стремлюсь на поле: игра в пас, контроль мяча. Показательным был матч с Соболевым: начал без разминки, пропустил два мяча, потом собрался, стал контролировать игру и одержал волевую победу. Но с Гусом в финале — без шансов. У него уровень киберспортсмена.
Виртуальный Наиль Умяров, конечно, недооценен! Хотя в игре он был в полном порядке, один из лучших. (Улыбается.) Рейтинг низкий, меньше 70... Хотелось бы повыше. Но уверен: со временем этот показатель улучшится.
ТАРАСОВКА
— До игры в Туле я не провел в этом году ни одного официального матча. Перед карантином много занимался индивидуально, наверстывал упущенное. Удалось набрать оптимальную форму к выездной встрече с «Оренбургом», после нее должен был вернуться в общую группу. Но тут нас «закрыли»...
Может, пауза даже пошла мне на пользу. Сейчас форма еще лучше. За три недели в Тарасовке мы должны были как физически, так и тактически подготовиться к играм до конца года. Каждый понимает, что до декабря матчи будут идти в очень плотном графике. А сейчас нас вообще ждут игры каждые четыре дня.
Поэтому работали очень усердно. Мы не могли выходить за территорию базы; это непросто с психологической точки зрения. После утренней тренировки приходил в комнату и спал. После вечерней делал английский — и снова сон.
Выяснил, что умею играть в бильярд. (Улыбается.) Я по-спортивному азартен. Среди маленьких хобби могу выделить настольный теннис, карты.
Одним из развлечений в выходные были матчи тренерского штаба против персонала. Тренеры старались выполнять те требования, которые предъявляют к нам. Иногда получалось.
Мне нравится в Тарасовке. В прошлом году, пока мы не переехали в Тушино, добирался туда каждый день на электричке. Сама база, атмосфера, поля, питание, проживание — все рядом и на высшем уровне!
ТЕДЕСКО
— Когда Доменико Тедеско что-то мне говорит, а Дима Крайтор переводит, я все равно стараюсь слушать главного тренера «в оригинале». Наш переводчик работает классно, но я свободно понимаю слова тренера. Он все-таки не носитель языка с британским или американским произношением, которое трудно различать на слух.
Доменико общается с легионерами на их языке: с Жиго — на французском, с Понсе — на испанском, с другими ребятами — на английском. Он очень старается как можно чаще использовать русский язык. Иногда чем-то ему помогаем.
ЧЕМПИОНАТ И КУБОК
ЧЕМПИОНАТ И КУБОК
— Морально команда готова к плотному графику. Приложим все усилия, чтобы показать красивую игру и добиться нужных результатов. Уверен, что каждый хочет выложиться по максимуму. Надеемся, что удастся выйти в Лигу Европы.
Кубок — кратчайший путь, по которому можно попасть в евротурниры. Но ни в коем случае нельзя разделять матчи, мы должны выступить успешно в обоих соревнованиях. Главный тренер часто говорит нам о том, что до матча в Петербурге у нас будет много игр в чемпионате. Нельзя думать о каком-то конкретном поединке за месяц до него.
Постараемся финишировать в пятерке и взять Кубок страны. Это цели на ближайшее время. В следующем сезоне появятся новые мечты и планы.
БОЛЕЛЬЩИКИ
— Наверное, пока атмосфера на стадионах будет напоминать товарищеские матчи. Несмотря на это, мы должны играть и за себя, и за всех наших болельщиков. Ведь они будут следить за матчами у экранов телевизоров дома.
Собираемся их порадовать! Надеюсь, со временем разрешенное количество зрителей на трибунах стадионов будет увеличиваться, а ситуация с коронавирусом — улучшаться. Тогда снова будем выходить на поле полного стадиона. А пока должны преодолеть этот сложный этап вместе.
«УФА»
— Все соперники для нас принципиальные. Мне кажется, такой подход — самый верный. Но, конечно, можно выделить противостояния с ЦСКА и «Зенитом».
Что касается «Уфы», то именно в матче с ней я дебютировал в стартовом составе на «Открытие Арене». С этой командой всегда непросто играть, она цепляется за мяч все 90 минут.
Уверен на сто процентов, что матч будет очень непростым. Но игра пройдет в мой день рождения, а раньше я 27 июня всегда побеждал! Не хочется нарушать традицию. Заработать три очка будет лучшим подарком.
ПОЗИЦИЯ И ЛИДЕРСТВО
— Мне комфортно играть на любой позиции в центре. Главное — выходить на поле! Все зависит от тренера и его видения. Могу сыграть чуть глубже, в опорной зоне, или чуть выше, в атаке. От этого не сильно меняются мои качества и роль. С детства позиции в центре менялись, поэтому сейчас для меня это не проблема.
Если честно, не люблю говорить о своем характере, но никогда и не скрываю его. Лидерские качества я проявлял с детства, начиная с Сызрани и Тольятти. Никогда не задумывался об этом, и только в «Спартаке» все стали часто говорить: «Ты такой молодой, а уже всем активно подсказываешь».
«ГОЛ НА МИЛЛИОН»
«ГОЛ НА МИЛЛИОН»
— В начале этого сезона я стал участником крутой истории: в перерыве матча на «Открытие Арене» комик и наш болельщик Дмитрий Позов забил с углового в рамках проекта «Гол на миллион» и выиграл главный приз. А накануне я его тренировал.
До сих пор не понимаю, как ему удалось забить. На тренировке Дима девять из десяти ударов нанес в другую от ворот сторону. Это было ужасно! (Смеется.) Подумал тогда, что персонажу с такими ногами ничего не светит.
И вот во время перерыва, пока я разминался, Дима направился к угловому флажку, попутно назвав меня своим тренером. Я не поверил своим глазам, когда мяч залетел в ворота. И поймал себя на мысли: что, серьезно? Это супер-удача, конечно. До сих пор приятно вспоминать, как он, радостный, бежал ко мне.
«ЧЕРТАНОВО»
— Конечно, слежу за клубом, где прежде играл, даже хожу на матчи. Поддерживаю связь с ребятами, с Николаем Юрьевичем Лариным и Дмитрием Леонидовичем Поляцкиным. Это родной клуб, который воспитал меня и дал дорогу в большой футбол. Со своим тренером созваниваемся практически каждую неделю. В «Чертанове» всегда была дружеская, семейная атмосфера.
Жаль, что клуб не смог выйти в Премьер-Лигу. Многие считают, что «Чертанову» не место в РПЛ: оно там не задержится без собственного стадиона и болельщиков. Но я подобное мнение не разделяю. И игрой, и результатами команда показывает, что достойна высшей лиги.
Кстати, до сих пор живу в Чертанове и считаю себя чертановцем. Это мой район.
СЕМЬЯ
— После переезда брата в Москву много времени провожу со своим племянником. Стоит только выйти с ним поиграть в футбол — и потом загнать домой невозможно. Я был таким же... Уже темнеет, а он со слезами на глазах отказывается уходить: это хороший настрой! Надеюсь, в дальнейшем ему будет так же сильно нравиться футбол. Стараюсь тренировать его, но он и без меня многому научился.
Племянник знает наизусть весь состав «Спартака». Как-то раз он приехал на игру, которую Самуэль Жиго пропускал из-за травмы или перебора карточек, нашел его на трибуне и попросил сфотографироваться. Сказал, что от Наиля Умярова. Не знаю, правда, на каком языке. Потом Самуэль рассказал мне эту историю, мы очень смеялись.
Родители пока в Сызрани на самоизоляции, чему я рад. Пусть спокойно сидят дома, без риска. Мама до сих пор работает медиком в «Чертанове», сейчас дистанционно. Вроде бы она в отпуске, но пока я был в Сызрани, каждый день выходила на связь с Москвой.
ЛЮБОВЬ К «СПАРТАКУ»
— Я мог оказаться в «Спартаке» еще в 10 лет. Помню, было еще тепло, сентябрь или октябрь. Мы приехали с мамой, тренером и еще одним игроком на просмотр. Каждый день тренировался в Сокольниках: четыре раза с 2000-м годом рождения, один раз с 1999-м.
Меня готовы были брать, но с условием, что жить буду в квартире с ребятами 96-го и 97-го годов. То есть с 14–15-летними, а это самый расцвет переходного возраста. Думаю, многому лишнему мог бы у них научиться... В итоге родители решили отказаться. Но если бы сейчас вернулся в тот возраст, поступил бы так же.
В моей семье всегда симпатизировали «Спартаку», особенно дедушка. Когда я перебрался в «Чертаново», многие ребята там болели за ЦСКА. Но я выбрал «Спартак»! Особенно приятно было, когда красно-белые выигрывали. Это давало возможность подшучивать над остальными.
Меня часто спрашивали: почему именно «Спартак»? У меня нет четкого ответа на этот вопрос. Нужно спросить у дедушки, ведь это стало семейной традицией: от деда передалось папе, а от него — уже мне.