d82ff199df85af8fac54c2921dbaaadd.jpg

Сегодня ПАОК примет «Спартак». В составе греков есть человек, который уже много раз играл против красно-белых. Бразилец Жозе Маурисио провел 7,5 лет в России, выступая за «Терек» и «Зенит». Опорник регулярно появлялся на поле при Виллаш-Боаше, но получал меньше времени с приходом Мирчи Луческу. Однако его сын Рэзван Луческу исправно выпускает Маурисио в основе ПАОКа.

– Во время жеребьевки хотели попасть на «Спартак»?
– Счастлив, что появилась возможность вернуться в страну, где я сформировался. Я же еще в 20 лет попал в Россию и провел там 8 сезонов. Правда русский язык уже подзабыл. Практически не использую его.

– А с Саввиди?
– С ним – да. Но мы не ежедневно общаемся. По разговорам чувствуется, что для него значит команда. Он постоянно рядом – чувствует момент, когда похвалить команду, когда отругать.

0ed436cbd832884003d50b532b52e9f3.jpg

– Вы рассказали тренеру ПАОКа все, что знаете о «Спартаке»?
– Пока нет. Возможно, позже. Я же действительно почти всю команду помню. Индивидуально очень сильные футболисты.

– Кто именно?
– Когда я выступал в России, мне больше всего нравились Промес, Глушаков, Зе Луиш, Зобнин и Фернандо – классные исполнители. Хотя у ПАОКа огромное желание попасть в групповой этап. Тем более сейчас наша команда находится в отличном состоянии.

– Даже так?
– Все идет еще от прошлого сезона, в котором мы практически не уступали и регулярно побеждали с крупным счетом. ПАОК очень важен для нашего владельца, который шесть лет возглавляет проект. Все понимают, какой сейчас момент в жизни нашего клуба. Мы в двух шагах от группового этапа Лиги чемпионов.

«Греческие фанаты? Вибрация от трибун – отдельное шоу»

– Слышал, что в греческой лиге творятся удивительные вещи.
– Я пережил в Греции очень-очень тяжелую ситуацию. В прошлом сезоне мы недополучили 9-10 очков и оказались без долгожданного чемпионства. Хотя такое наверняка происходит не только в греческой лиге. Много где могло случиться.

– Вы до сих пор считаете, что у ПАОКа украли титул в скандальном матча с АЕКом?
– Вообще без сомнений. Да и по статистике мы провели чемпионский сезон. Выигрывали 18-19 матчей подряд, но остались на втором месте.

– Считается, что греческие фанаты – безбашенные.
– Да, сумасшедшая энергетика. Чем-то напоминает бразильских фанатов. В матче против «Базеля» была такая вибрация от трибун – отдельное шоу и какая-то всепоглощающая радость при наших голах. Однажды на стадионе ПАОКа сделали открытую тренировку для болельщиков. Пришло куча народу. Даже не скажу, сколько тысяч.

– Жене Вернблума не очень понравилось в Салониках. А вам?
– Мы с семьей отлично адаптировались к городу. Много солнца, пляж, что еще нужно? Город находится на берегу моря, в 30 минутах от классных пляжей. Есть рестораны, отличные школы для детей. Мне и в России нравилось. Понятно, что иначе, но тоже хорошо. Когда мы с женой общаемся, то иногда понимаем, что соскучились по России.

– Чем удивила Греция?
– Холодным кофе. Я о нем раньше вообще не слышал, зато теперь постоянно пью. Некоторые друзья приезжали в гости и не понимали: как это – холодный кофе. А мне нравится, каждый день пью.

«Надеюсь, мои голы «Спартаку» не закончились»

– Когда вспоминаете ваш период в Питере, что первым делом всплывает в голове?
– Домашняя победа над «Спартаком». Помню, что забивал я и Халк. Мне удался хороший удар слету под перекладину. Надеюсь, на этом мои голы «Спартаку» не закончились.

– В «Зените» вы много играли при Виллаш-Боаше, но стали редко попадать в основу при Мирче Луческу. Не было опасений, что его сын в ПАОКе Рэзван Луческу тоже посадит вас на лавку?
– Ладно, я признаюсь. Переходя в ПАОК, я не знал, что клуб возглавляет сын Мирчи Луческу. Страха у меня не было, потому что я уверен в себе, но все-таки думал: «Черт побери, неужели получится как в Питере». Оказалось, что нет. У меня очень теплые и открытые отношения с тренером. Слава богу, он полная противоположность тому, что я ожидал увидеть. Сейчас я понимаю, что переход в ПАОК был правильным решением. Даже учитывая, что отец моего нынешнего тренера не сильно помог мне в «Зените».

– Мирча Луческу очень много занимался тактикой. Как это все влезало в игроков?
– Что-то полезное всегда остается в голове. Ты запоминаешь те, вещи, с которыми согласен. Остальные… Просто уважаешь мнение тренера. И так со всеми наставниками. Они разные, у каждого свои взгляды. Думаю, что даже у лучшего тренера в мире найдутся спорные утверждения.

– В вашей карьере было много тренеров. Кто для вас стал главным из них? При этом Рэзвана Луческу оставляем за скобками, ведь о действующем тренере все игроки обязаны отзываться максимально уважительно.
– В футболе ты постоянно чему-то учишься. Иначе просто перестаешь развиваться. Мне было полезно поработать со всеми, даже если я у них не играл. Я и сейчас каждый день чему-то учусь в ПАОКе. Если вы хотите, чтобы я выбрал одного тренера, то назову Рашида Рахимова. Я ведь был совсем юн. Когда ты в 20 лет приезжаешь в новую страну, то вообще мало знаешь о футболе и жизни. Просто парень, который еще ничего не видел и ничего не прошел.

«Я знаю уровень футболистов в России. Вы сами его недооцениваете»

– Вы работали в «Тереке» с Черчесовым, который сотворил чудо со сборной России на ЧМ-2018.
– Никакого чуда. Я знаю уровень футболистов в России. Вы сами его недооцениваете. Ваши футболисты могли бы выступать в лучших клубах Европы.

– Каким вам запомнился Черчесов?
– Он очень требовательный в плане дисциплины. Видимо, это и было нужно сборной России. Черчесов – генерал. При нем все должно делаться четко и правильно.

– Он настолько требовательный, что постоянно кого-то отстранял от команды: Павлюченко – «Спартаке», Пеева и Сиракова – в «Амкаре», Денисова – в «Динамо».
– Может быть, в свое время он немного перебарщивал.

– Приведите пример строгости Черчесова?
– Выгонял с тренировки за опоздание на одну минуту.

– Когда вы видитесь с друзьями, что они прежде всего спрашивают о России?
– Про жизнь в Чечне, опасно ли там. Рассказываю, что у меня все было в порядке. Полезно окунуться в другую культуру, другую религию. Да, появлялись определенные лимиты. Да, было непросто, ведь жизнь совсем не такая, как в Бразилии. Но я в 20 лет решился уехать на другой конец планеты и мне не на что жаловаться. Мне всячески помогали президент и болельщики «Терека».

– Ходят легенды о том, как Рамзан Кадыров дарил футболистам автомобили после удачных игр.
– Мне вручил бутсы с бриллиантами. Я не ожидал такого подарка. Сейчас он хранится у меня дома в Бразилии.

– Не боитесь, что у украдут?
– Поэтому и спрятал в сейф.

– Вы внешне немного похожи на кавказца. Вас в Грозном не принимали за своего?
– Нет. Зато, когда я переехал в Санкт-Петербург, Дзюба и другие игроки смеялись над моим кавказским акцентом.

322fb7bea0213bdd7393f7d70e5953e1.jpg