7beda84728db37d4972233da3e65eba1.jpg

Сразу надо оговориться, что всерьёз стоит рассматривать только первый тайм матча с «Анжи», потому что после первого удаления игра потеряла всякий смысл. Но и первые 45 минут, учитывая изменения, сделанные Массимо Каррерой в стартовом составе, дали некоторую почву для размышлений. Как ни странно, в матче, который шёл в одни ворота, поговорить стоит именно о защитниках команды, которая исключительно атаковала. С их действиями связаны два момента.

Первый. В чемпионском сезоне красно-белых одним из важных факторов успеха была игра крайних защитников. Они делали ровно две нехарактерные для нашего футбола вещи: а) быстро возвращали мяч с фланга в центр, на опорников или уходящих в глубину нападающих; б) подключались в атаку не линейно, стирая мел с боковой линии, а в полуфланги, доходя до штрафной. Первое расширяло атакующий потенциал — если ты продвигаешь мяч передачей по своему флангу, то практически отрезаешь от развития атаки две трети поля (Томас Тухель, к примеру, признавал, что передачи крайних защитников по своему флангу — то, что его раздражает больше всего в их игре). Второе заставляло защитников соперника перестраиваться на ходу, потому что нелинейное подключение крайнего дефа нарушает привычный ход дел для обороняющейся команды. Даже если она играет пятёркой в линию.

458236dde8a6db129ac8ee5c0262a388.jpg

Комбаров и Ещенко хорошо комбинировали эти умения в золотых для «Спартака» матчах. Дмитрий отлично возвращал мяч в центр, а Андрей лучше открывался в полуфлангах — так команда Карреры за счёт действий крайних защитников добавляла в вариативности. Особенно важным это было в тех матчах, где соперник с первых минут замыкался на своей половине поля.

В прошлом сезоне эта комбинация стала менее прочной. На старте нынешнего крайние защитники в атаке действуют по отдельности неплохо, но связи с командой пока не выходит. Характерный эпизод случился на 24-й минуте матча с «Анжи», когда Николай Рассказов отлично подключился в чужую штрафную и был совершенно один, но Александр Ташаев не решился отдать защитнику передачу, а зарядил обыденный навес. Более перспективный вариант развития атаки был утерян. Рассказов же так хорошо подключался несколько раз в первом тайме, постоянно уходя от Роланда Гиголаева, которому в итоге передали игровую записку. Дебютант стартового состава был лучшим по количеству острых передач в первом тайме (2).

6c830784d7cdcaa0f532634f9d6fa57d.jpg

Если точнее, Рассказов разделил первое место по обострениям с другим защитником. Его зовут Самуэль Жиго, и он довольно неожиданно становится важной фигурой не только в разрушении, но и в созидании «Спартака». У Жиго отличный первый пас — не самый примечательный навык для центрального защитника в современном футболе (от центрдефов умения начать атаку требуют все прогрессивные тренеры) стал заметным в чемпионате России с его любовью к низко посаженной обороне. Игра Жиго может стать ключом к перестроению «Спартака», который при Каррере всегда мучается с командами, откатывающими минимум девять полевых за линию мяча. И высадить из состава Жиго может человека, который на матч с «Анжи» не вышел — полузащитника Фернандо.

Смотрите. При всём умении Фернандо обеспечить объём действий в центре поля по-настоящему его выделяет навык среднего и длинного паса, а также тайминга — бразилец мастерски выбирает время и место для ускорения игры отрезающей передачей на 25+ метров. Это позволяет «Спартаку» в фазе игры с мячом держать модификацию игры с четырьмя защитниками и одним нападающим, близкую к 4-1-4-1, с глубоким плеймейкером и двумя полузащитниками «бокс-ту-бокс». То, что эта схема игры неидеальна, хорошо показал матч в Салониках: когда «Спартак» получал мяч, Фернандо накрывали двое-трое соперников, а когда «Спартак» мяч терял, Фернандо в одиночку не справлялся с игрой в буферной зоне. В матчах же с командами условно «автобусного типа» бразилец находится на поле едва ли не ради одного умения длинной передачи.

Способность Жиго отдать отличный первый пас решает эту проблему. «Спартак» перестаёт иметь лишнего (поймите это слово правильно: речь не о том, что Фернандо играет плохо) игрока на поле, меняет модификацию ближе к 4-2-3-1 и имеет над двумя «бокс-ту-боксами» трёх максимально активных в поиске свободных зон атакующих полузащитников. Признаки возможного излечения от творческого тупика в матчах против низких оборон были заметны уже против «Анжи». И дело не только в двух самонаводках от Жиго на Ханни (в тройке с Ташаевым и Промесом именно он лучше всех заполняет свободные зоны) в первом тайме.

При этом «Спартак» все ещё очень тяжёлый. Рокировка Жиго на Фернандо может снять проблему первого паса, но команда Карреры по-прежнему очень скверно справляется с последними передачами — неслучайно же дебютант Рассказов становится лучшим по обострениям. Причин здесь несколько. Во-первых, плохо выглядит Промес, который пока попадает в темп в лучшем случае каждой второй передачей и играет слишком небрежно. Во-вторых, нападающие пока не играют в глубину так, как в позапрошлом и даже прошлом сезоне. В-третьих, «Спартак» слишком сосредоточен на фланговой игре в ущерб действиям через центральную зону. Все эти причины взаимосвязаны.

Но дело в том, что в предыдущие сезоны красно-белые находили выход из этого положения — с течением сезона последний пас становился всё лучше. Проблема же первого паса преследует команду уже несколько лет. Теперь у Карреры, как кажется, есть минимум два способа её решить.